Пытки этапом. Законодательство, по которому работает ФСИН, нужно менять. Тогда не придется всей страной спрашивать, где Ильдар Дадин

Эксперты рассказали «Новой газете» о юридической стороне вопроса этапирования, законно ли, что родственники и адвокаты до сих не получают никакой информации, и когда стоит ждать официальных новостей, где все-таки сейчас Ильдар Дадин.

Ильдара Дадина, гражданского активиста, отбывающего срок за участие в пикетах, отправили на «этап» ровно месяц назад. За это время ни ФСИН России, ни сегежская колония (откуда Дадина этапировали) не согласились рассказать о том, куда его направляют. На сегодняшний день родственники не знают ничего о его здоровье и местонахождении. Правозащитники и юристы уже всерьез поставили вопрос об изменениях в российском законодательстве, а именно в уголовно-исполнительном кодексе.

Накануне президент России Владимир Путин поручил Генпрокураторе проверить ФСИН на взаимодействие с членами Общественной наблюдательной комиссии.

Павел Чиков, правозащитник

— Тайна этапирования заключенных в отдаленные регионы — это, к сожалению, распространенная российская практика. Она существовала всегда, еще с советского времени. Впервые в современной России мы наткнулись на такую же резонансную историю с этапированием в отношении Михаила Ходорковского по первому приговору. Он ехал тоже около месяца в Краснокаменск. Если поднять публикации за 2005 год, там мы тоже найдем много шумихи в связи с тем, что его «нигде не было». Такая же история случилась в 2013 году, когда «потерялась» Надежда Толоконникова. Ее около месяца этапировали из Мордовии в Красноярск.

Дадин не едет из пункта А в пункт Б. У него на этапе может быть остановок 10. Осужденный переезжает в поезде (это около двух суток) от одного следственного изолятора к другому. На одну-две недели остается в каждом из них, пока не соберется следующий этап, который будет двигаться дальше. И если следующая колония Дадина удаленная, и туда этап ходит редко, то этапирование может занимать от полутора до двух месяцев.

Потом, когда он, наконец, заезжает в колонию, его отправляют на несколько дней в карантин, и в течение 10 дней с момента прибытия колония обязана отправить уведомление семье. Причем письмо она отправляет почтой. А почта у нас, как известно, идет не меньше недели. Таким образом, получается, что известие о местонахождении Ильдара Дадина может прийти спустя два, а то и три месяца. И формально это будет полностью соответствовать российскому законодательству.

Нарушением прав человека является практика отбывания наказания далеко от дома. Это признал Европейский суд по правам человека. Почему? Сильно ослабляются связи с семьей — родственникам сложно посещать заключенного, потому что добраться в эту точку очень дорого.

Всех сейчас волнует вопрос: почему родственники до сих пор не знают, где Дадин? Но что нарушается тем фактом, что родственники не знают о его местонахождении? Они все равно, пока он на этапе, не могут с ним увидеться или отправить передачу. Да, мы не знаем, где он, и поэтому мы переживаем. Я понимаю, что это вопрос сложный. Если с ним сделают что-то плохое — это преступление, но недовольство должно вызывать другое.

Сам факт отбывания заключенным наказания далеко от дома, за тысячи километров — это является нарушением. Конкретно это должно быть изменено в законодательстве.

Колоний общего режима вокруг Москвы тьма тьмущая.  И зачем его отправлять в Сибирь — это совершенно непонятно. Если эта практика будет признана незаконной, вот тогда и отпадет необходимость в длительных этапах.

Сергей Панченко, адвокат

— Что необходимо сейчас сделать с нашим законодательством? Во-первых, нужно ввести требование об обязательном информировании адвокатов, участвующих в деле. Не родственника, когда осужденного уже доставили в конечную точку. А адвоката в момент убытия из первой колонии. Я считаю, что информация о том, куда направлен осужденный, не несет угрозы его безопасности. Маршрут передвижения, естественно, раскрываться не должен. Потому что ситуации бывают всякие — в наших тюрьмах сидят не только политзаключенные, но и иногда там сидят, правда, опасные люди. Во-вторых, в промежуточных пунктах этапа заключенному должно быть разрешено пользоваться телефонной связью, чтобы сообщить и родственникам, и адвокатам о своем местонахождении, состоянии здоровья, возможных жалобах.

Необходимо понимать, что период этапа — это период беззакония. Он может длиться месяцами. Человек пропадает, а где и через сколько он «вынырнет» невозможно предугадать. В этот период этапируемый находится в состоянии «вещи». Он абсолютно бесправен.

В СИЗО или колонии теоритически и практически надзор ведется. Но в период этапа начинается полная неизвестность…. Человек пропадает во временной яме. Он будет кататься столько, сколько захочет ФСИН. У нас способов его оттуда извлечь нет.

Дмитрий Аграновский, адвокат

— Месяц — это, конечно, много. Но в моей практике, например, мы разыскивали Леонида Развозжаева тоже довольно долго. Хотя теоретически у нас было представление: сначала он едет в Иркутск, а потом вроде бы его оттуда везут в Красноярск. Вообще, я не вспомню в нашем законодательстве нормы, которая обязывала бы извещать о местонахождении заключенного родственников и адвокатов. Это не значит, что ее не должно быть, но на деле ее действительно нет.

Самое главное, с разумной точки зрения, непонятно, зачем не сообщать? Вряд ли они его специально прячут. Это громкое дело, все равно найдется. Если на нем будут последствия насилия, это обязательно всплывет.

Теоритически во время этапа с человеком могут приключиться какие-то неприятности.

Но с учетом скандального характера дела, я все-таки думаю, что с Ильдара все будут пылинки сдувать.

Владимир Самарин, адвокат

— Случай не столь уникальный, что так долго нет новостей о том, где Дадин. Слава Богу, президент сейчас обратил внимание на то, что ФСИН такое творит. Они просто перебрасывают людей в какую-то зону, и человек этапом может идти несколько недель с пересадками. Если они будут дольше двух месяцев его везти.… Это, знаете, надо с большим талантом подойти к делу, чтобы так долго пересылать человека. В самое ближайшее время мы узнаем, где он. В противном случае это будет граничить с преступлением.

В нашей правоохранительной системе все возможно, но это уже выходит за рамки. На этапе заключенные наименее подвержены прокурорскому наблюдению, поэтому подвергаются всяческой опасности. Насилие может быть совершено, в том числе, и со стороны сокамерников. Охранникам же глубоко до лампочки, они смотрят, чтобы только трупов не было, а что там внутри этих купе, им все равно.

Здесь необходимо смотреть закон о ФСИН внимательно. За тем, чтобы: а) сделать более прозрачной эту систему, б) ввести более серьезное наказание за нарушение должностных обязанностей. Если система прозрачная, мы сможем контролировать эти нарушения. А если еще есть закон в отношении лиц ФСИН, то они тоже в курсе, что с ними будет за неправомерные действия в отношении заключенных. Сразу снимается много вопросов.

Важно. Рейтинг — 5
Поделиться с друзьями

14 комментариев

Вопрос к ВС г-ну ЛЕБЕДЕВУ ПОЧЕМУ судебная система имеет обвинительный уклон? Почему УДО это недостижимая цель в 99%? Почему практически невозможно добиться пересмотра дел несправедливо осужденным? Почему все инстанции наверху пишут отписки по шаблонам даже не вникая в суть жалобы и направляют ее на рассмотрение тому на кого жалоба?Почему фальсификация следствия не исследуется судом? Почему не беруться во внимание ни доводы подсудимого,ни его адвоката? Когда и кем утверждена практика наказания впервые осужденного по факту не успевшего совершить преступление без уведомления следствием подозреваемого о его правах ст 11,16УПК РФ, почему массово нарушается ст 89УПКРФ и не соблюдается примечание 1 к ст 228? то есть подозреваемый фактически лишен своих прав! И ,исходя из этого как правило, доказательства, полученные с нарушением установленного УПК порядка в силу ч3 ст 7 и ч 1 ст 75 УПК РФ принимаются за основу обвинения! Почему изготовление кустарным способом методом "почесав затылок" вдруг превращается в ПРОИЗВОДСТВО в сотнях тысяч дел по ст 228? Почему подозрения на совершение готовящегося преступления никоим образом моментально не пресекается следствием ,что ведет к нарушению ЗАКОНА должностным лицом, а напротив начинается "натягивание за уши фактов" к более тяжкому преступлению приглашается ОМОН,телевидение вкладываются немалые бюджетные средства на поимку как правило рядовых наркопетов с мизерной дозой- для громкости дела и малым составом-2-3 обдолбыша сопливых -обьединенных в ОПГ? Ликвидация ФСКН состоялась по настоятельным массовым жалобам Гаранту, однако, жертвы фальсификаций до сих пор в тюрьмах и их сроки очень велики!

но не расслабляемся надеясь на ГАРАНТА, СИСТЕМА хитра и изворотлива, трудно из ее лап вырвать наших детей осужденных по беспределу

Муринь Евгения Муринь Евгения
8 января 2017 в 16:35

Согласна с Вами, срочно нужна Амнистия по этим"народным" статьям, уничтожающим нашу молодёжь ещё жёстче, чем наркотики.

Сначала было заявление карельского управления ФСИН, подтвердившего применение физической силы. Потом прилетел волшебник Максименко на голубом вертолете и решил, что все поверят, что Дадин имитатор.
Интересно, как это вдруг Максименко, который никогда не работал в зоне, может определить имитатор заключенный или нет? С такими предложениями, как например, проводить встречи адвокатов с подозреваемыми по скайпу над Максименко начнут смеяться не только коллеги, но и собственная секретарша.

Гутор Наталья Гутор Наталья
7 января 2017 в 15:40

Хотя в характеристиках и др. документах описывают: поддерживает или не поддерживает социально значимые связи (связь с родственниками) осужденный или арестованный. Где ЛОГИКА? Чем объясняются такие решения фсин, когда человека увозят за тридевять земель?

Бударина Раиса Бударина Раиса
7 января 2017 в 16:10

Вы правы!!!

Осипова Ирина Ивановна Осипова Ирина Ивановна
7 января 2017 в 15:24

Было бы правильно, если бы осужденных не отправляли "за тридевять земель" от дома отбывать наказание!
Ведь действительно, нарушаются связи с семьей, так как нет материальных возможностей ездить к родным на свидание, а им ох как хочется видеться со своими родными и ощущать их поддержку! Это очень важно!!!!!! Неужели руководство ФСИН этого не понимают?
Нужно менять это законодательство и причем срочно!!!!!!

Бударина Раиса Бударина Раиса
7 января 2017 в 16:12

А что они понимают?

Все они прекрасно понимают и делают это специально,ведь таким образом пока родственники узнают....будут творить что хотят,а Вы пишите,а мы Вам лист А4 с ахинеей пришлем,читайте........

Проще кликнуть клич и осужденные через сети ответят где Дадин сейчас.

До красной зоны идет. Что бы молчал.

Лысенко Нина Лысенко Нина
7 января 2017 в 14:26

Ильдара просто обязаны реабилитировать! в его действиях законная борьба одиночными пикетами а уж не как гос переворот

Бударина Раиса Бударина Раиса
7 января 2017 в 16:20

Отношение хуже, чем к убийце! Потому что пожаловался. Хотят показать всей стране,как не надо себя вести в колонии,да и на воле тоже. Просто живой пример. Высказывать своё мнение и бороться за свои права у нас не одобряется.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Мнение

Почему я занимаюсь правозащитой и общественным контролем в тюрьмах?

Я хочу защищать права людей. В нашей стране права человека нагло попираю те органы власти, которые обязаны их охранять. Человек попавший в места заключения фактически  лишен возможности самостоятельно защищать свои права, я чувствую в себе силы и возможности помогать таким людям. Так же пытки над над заключенными и нарушение их прав это одно из звеньев большой коррупционной машины, которая живет за счет взяток, заказных уголовных дел и вымогательств и все это происходит при попустительстве органов власти.

Павлюченков Алексей Андреевич
Член ОНК Московской области, координатор Gulagu.net